ПРОФДОСЬЕ.РФ
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Мои статьи [8]
Поиск
Наш опрос
Что вы ищите
Всего ответов: 1
8(496) 570-30-80

Главная » Статьи » Мои статьи

Как подобрать маркетолога (от обязанностей до собеседования)

Как подобрать маркетолога (от обязанностей до собеседования)

 

Часто мне задают вопросы о том, как подобрать толкового маркетолога. Эти вопросы следуют за сетованием на то, что даже при наличии в компании серьезной кадровой службы, выявление действительного опыта (в отличае от определение психотипа маркетолога, жизненных ориентиров, лояльности) ложится на плечи руководителя маркетинговой структуры. Позвольте поделюсь своим опытом подбора маркетолога. Быть может это будет полезно.


Изначально ключевое:
  1. Мы подбираем маркетолога, а не рекламиста, дизайнера, "маркетинг-бухгалтера" или товароведа;
  2. Независимо от размера компании и маркетингового бюджета, я подбираю по возможности "универсальных солдат". Дело в том, что есть на то две причины:
    a). Специально для маркетинг ркуководителей "больших" компаний! Маркетинг менеджмент - как любой менеджмент - процесс, безусловно, регулярный, однако маркетинг - занятие творческое и я не готов работать с людьми, которые только и делают, что четко и планово тратят деньги, выделенные на маркетинг;
    b). Советы опытных коллег (маркетологов с опытом) помогают скорейшему решению вопросов. Я уже не говорю, что при случае возможно перераспределение обязанностей.
Итак, нам нужен будет сотрудник в условную коммерческую организацию, которая занимается реализацией товаров и услуг в сфере B2B, и с пониманием преимущества "универсальных солдат".

Обязанности маркетолога
Составим перечень предполагаемых направлений работы (векторов) отдела маркетинга, вне зависимости от его последующей профессиональной специализации кандидата. При этом не будем детализировать эти обязанности, с пониманием того, что есть цели и задачи маркетинга, а есть план текущей работы.
Итак, для "универсального солдата" маркетинга свойственно может быть свойственно выполнение следующих обязанностей (это пример, постарайтесь сформулировать эти направления сами по целям и задачам маркетинга, руководствуясь Вашим сегментом, маркетинговым окружением):
  • разработка стратегии выхода на рынок;
  • разработка программы торгового маркетинга;
  • разработка программы повышения лояльности;
  • проведение сегментации целевой аудитории;
  • проведение анализа отрасли, перспективы развития, конкурентного анализа, анализа уровня спроса;
  • расчёт маркетинговых показателей;
  • товарный маркетинг;
  • проведение маркетингового аудита (внутреннего и внешнего);
  • менеджмент разработки, производства рекламной продукции;
  • поддержание связи с рынком с помощью рекламы, службы информации для информирования потребителей;
  • интернет маркетинг;
  • менеджмент разработки и реализации ивент мероприятий;
  • разработка медиа плана рекламных компаний;
  • разработка бюджета маркетинга;
  • анализ эффективности маркетинговых мероприятий;

Важное и не важное
Чтобы нанять действительно специалиста, а не неопытного "пробовальщика" себя в разных областях маркетинга, выберите 3-4 напраправления его деятельности из списка выше, за которые он будет (сможет) отвечать. Проранжируйте их, руководствуясь: 

Первое направление - что он реально будет делать и за что он будет получать деньги;
Второе направление - за что он будет наказываем, поскольку это также важно - как первое, но времени у него на это хватать не будет;
Третье - что он будет делать "не напрягаясь", быть может в собственное удовольствие;
Четвертое - то, что он делать особо не будет, ну и Вам это не очень нужно.

Анализ резюме
Теперь размещаем вакансию, или смотрим уже размещенные на сайтах резюме с пониманием следующей логики:
  1. Резюме бывают "самописные" - авторские;
  2. Резюме бывают "слизанные", со стройностью мысли, с четкими формулировками.
Если опыт кандидата перевалил за 5 лет, то четкость формулировок показатель системности мышления и опыта менеджера. Если четкость формулировок показывает новичок-первогодок, скорее всего резюме списано у "старших товарищей". Это конечно проверяется на собеседовании, но лучше вообще не тратить на него время.

Правило правильного резюме
Для анализа любых резюме, "самописных" или "слизаных", я применяю может и не доконца верное правило, но годами подмеченная стереотипичность составления резюме позволяет говорить о том, что это - скорее всего, правило: 
Первое, что пишет маркетолог в резюме, перечисляя свой опыт - это то, что он на самом деле делал, чем он на самом деле занимался.
Второе - то, что его заставляли делать, то, что он делал попутно, параллельно.
Третье - формулируется с пониманием того, что именно этим и надо было заниматься, но на что не хватало времени, сил, или желания.
Четвертое и все последующие пункты опыта пишутся для "веса".

Кстати, это коррелирует с тем, что я описал в предыдущем параграфе. Сказанное работает для маркетинг-менеджемента среднего и низшего звена. Скорее всего, опыт в резюме маркетинг директора будет (должен быть) ранжирован "правильно": от стратегического - к тактическому, но даже анализируя и их резюме и при последующих собеседованиях можно увидеть приведенную выше закономерность: вначале - основные обязанности, в конце - перечисление "для веса".

Собеседование
Собеседование - это не беседа, а выявление корреляции: на сколько Ваши 4 пункта обязанностей, соответствуют "его четырем пунктам" резюме маркетолога. Не разговаривайте, а ищите подтверждение. Написал кандидат инетерсующие Вас обязанности, относящиеся к первому пункту, выясняйте насколько он занимался именно этим! "Собеседовать" по пункту 2 не нужно, достаточно проверки на его знание в этой области. "Собеседовать" по п.3-4 вообще не нужно, достатосно наличие этих пунктов в резюме кандидата.
 

Как подобрать маркетолога. Сопричастность

 

Продолжая заметку о том, как подобрать маркетолога, разобравшись с тем как же с пониманием должностных обязанностей провести собеседование с кандидатом, расскажу о то, на что я обращаю внимание и какая личностно-профессиональная характеристика кандидата является для меня определяющей.

При найме специалиста из области "маркетинга", среди многочисленной кагорты кандидатов необходимо определить наиболее интересного кандидата. Как правило, все маркетинг директоры используют стандартный оценочный сценарий:
  • оценка опыта кандидата (послужной список в резюме);
  • оценка умений кандидата (тестовое задание, устное собеседование);
  • оценка личности кандидата (особенности характера, личностные мотиваторы и тд).
Оценка личности мне представляется самым слабым звеном для подовляющего большинства директоров по маркетингу. Оценка личности производится в большей мере субьективно, под воздействием личностных ситуационных оценок без учета реальных требований к специальности, либо вообще не производится.

На мой взгляд, для маркетолога в широком смысле этой профессии важно не просто знать все про покупателей, клиентов но и и уметь предсказывать их реакцию на те или иные действия компании.

В связи с этим для всех, кто связан с маркетингом очень важно обладать внимательностью, гибкостью мысли и некоей интуицией, позволяющей с достаточной точностью улавливать нюансы, улавливать поведенческие аспекты ви-за-ви, предсказывать поведение клиентов, конкурентов. Все это в той или иной мере укладывается под большее и емкое понятие: способность к сопричастности.
 
Сопричастность (эмпатия) — психологическая категория, определяющая способность кандидата поставить себя на место ви-зв-ви, аппонента, оценить чувства, взгляды, понять идеи и желания на непроизвольном уровне. 

Проявить эмпатию по отношению к клиенту, партнеру — означает с его точки зрения посмотреть на ситуацию, «вслушаться» в его эмоциональное состояние и... скорректировать свое собственное видение, руководствуясь объективными данными.

Если эмпатия для менеджера - это хорошо, то как же проявляется отвутствие способности менеджера к эмпании:
  1. Причина увольнения с предыдущего места работы, по словам, кандидата это: "какие-то глупые и несговорчивые клиенты...", "я не согласен с требованием этого способа решения маркетинговой задачи, диктуемого руководителем";
  2. При рассказе кандидата о конкретном опыте решения задачи, задайте вопрос о том, было ли возможно иное решение это задачи? Послушайте ответ. Если ответ будет отрицательным и категоричным - у маркетолога проблема с эмпатией;
  3. Вообще кандидату свойствены категоричные оценки происходящего, своего опыта. Попытайтесь отделить уверенность кандидата от категоричных высказываний.
  4. Выясните что именно кандидат на должность маркетолога знает о своих подрядчиках и клиентах. Ограниченное только профессиональной областью знание является одним из признаков проявления проблемы. 

 

 
Категория: Мои статьи | Добавил: стридовит (17.10.2015)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

itNK © 2024