Cтруктура отдела продаж. Разные виды. Плюсы и минусы.
Авторы:
Александров Сергей Александрович,
Генеральный директор ООО "ПрофРост",
Алисвяк Виктор Евгеньевич,
руководитель отдела консалтинга ООО "ПрофРост"
Отдел продаж в реалиях, в теории и возможностях на практике
(структура как есть и как должно быть).
...В реалиях.
В подавляющем большинстве российских компаний отдел продаж потерял свою ключевую функцию - продавать, и на 70 - 80 процентов превратился в отдел по обслуживанию клиентов.
В чём разница и как это происходит в успешно развивающихся компаниях?
Как это есть.
Компания быстро развивается, увеличивает продажи в течение 10 лет. Руководство заботится о поставках, закупках, развитии производства, то есть, непосредственно о товаре.
Руководство компании, конечно, интересуется продажами и их увеличением, но мало выстраивает сам процесс продаж, полагаясь на квалификацию менеджеров.
Отдел продаж занят поиском новых клиентов. И в этом помогает растущий рынок.
При увеличении базы действующих клиентов объем работ по их обслуживанию возрастает пропорционально. Менеджеры сами решают все проблемы клиента. При таком положении вещей в отделе продаж сосредотачиваются все процессы по обслуживанию клиента.
Как следствие этого, на 2-3-ем году жизни компании один или два менеджера-«звезды», имея в руках всю базу клиентов и зная поставщиков, открывают свой подобный бизнес ...
Предлагаем вам ознакомиться с блоками функций, которые выполняются в типичном отделе продаж.
Расшифровка блоков дана в конце текста.
Блоки функций, выполняемые отделом продаж и/или связанные с ним.
Примечание.
Функция - это действие, например: «отправка факса», написание коммерческого предложения.
Блок функций - несколько связанных по смыслу действий (функций), например: «звонок клиенту», «выход на ЛПР» (лицо, принимающее решение), «отправка информационного письма».
Даже при беглом изучении видно, что из 12 блоков лишь 3 относятся непосредственно к продажам. Остальные работы относятся либо к обслуживанию клиента, либо отдела продаж. То есть, от 40% до 70% времени сотрудники отдела продаж не занимаются продажами вообще, причем с санкции руководства компании!
Рассмотрим наиболее распространенные структуры отдела продаж.
Несмотря на большое количество бизнесов, реально приходится иметь дело с достаточно простой организацией отдела продаж.
Примечание.
РОП - руководитель отдела продаж.
Чаще всего можно встретиться с частичным (начальным) разделением работ в отделе продаж, которое происходит естественным образом.
Например:
- Деление менеджеров по территориальному признаку или ассортиментному ряду.
- Выделение менеджера для командировок или менеджера-презентанта.
- Введение в отделе продаж должности диспетчера или менеджера по приему входящих «простых» заказов.
Как правило, это происходит под давлением объективных обстоятельств, когда и руководителю, и менеджерам это становится очевидным.
Плюсы традиционно существующих отделов продаж:
1. Понятная структура (так делают все).
2. На 1-ом этапе развития фирмы непонятна (или сложно просчитывается) потребность в том или ином специалисте (поэтому сотрудники часто делают всё).
Минусы:
1. Каждый сотрудник - универсал, поэтому при его уходе образуется огромная «яма» работ, которую невозможно сразу «заткнуть».
2. Универсальность порождает конкурентов (зная «все входы и выходы», легко начать собственный бизнес).
3. Ошибки в работе (ни одни человек не в состоянии вести все дела: и продажи, и документооборот одинаково хорошо).
4. Низкая производительность труда (из-за постоянных переключений на разные виды работ).
Существует 3 основных причины неоправданных затрат средств и рабочего времени в организациях. Подробнее
5. Завышенный фонд оплаты труда (ФОТ), так как за разные по квалификации работы платим по самому высокому тарифу.
6. Трудности в критериях оценки деятельности и мотивации сотрудника. При разноплановой работе приходится использовать либо интегральную оценку (% от прибыли, оборота, что неверно), либо многокритериальную, которую тяжело воспринимать (сотрудники обычно думают в такой ситуации, что их обманывают).
К тому же, при такой деятельности сотрудник будет пытаться выполнять более понятную, простую для него работу и ту, что лучше получается, а не то, что надо.
7. Сложности в управлении такой структурой, так как деятельность сотрудников, их зоны ответственности непрозрачны.
|